Государственное учреждение образования

"Друйская ясли-сад-средняя школа Браславского района"

официальный сайт школы

 

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная
Skip Navigation Links

Горячие новости

 

 04.11.2020  "Радуга". День 4. Фотоочёт

подробнее...

 

 03.11.2020  "Радуга". День 3. Фотоотчёт

подробнее...

 

 02.11.2020  "Радуга". День 2. Фотоотчёт

подробнее...

 

 31.10.2020  "Радуга". День 1

подробнее...

 

 29.10.2020  План работы лагеря "Радуга"

подробнее...

Контактная информация

Адрес: 211960 Витебская область, Браславский район, агрогородок Друя, улица Ленина, 67, кор.2 
Тел.:+375(2153)25316 

E-mail: dryiaschool@tut.by        

Администратор сайта:

Кириллова Е.М.                                                      

 

Азбука профориентации https://drive.google.com/open?id=1Eu5hEiPzxKVpVBxUiE0aLNF-a5SX13yw

 

 

Консультация по профориентации «Что учитывать при выборе будущей профессии?»

Профессиональное становление и самоопределение подростка – это процесс многоаспектный. В нем должны соединиться и ужиться три базовых фактора: Я-хочу, Я-могу, Я-надо.

  • «Хочу» - это желания, интересы, склонности личности.
  • «Могу» - это человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).
  • «Надо» - это потребности рынка труда, обязанности человека перед обществом, людьми, семьёй и т. д.

« Я-хочу» должно быть адекватно «Я-могу» и учитывать требования социальной среды «Я-надо».

Профильная и профессиональная ориентация подростка включает в себя:

•  ориентацию в мире профессий (какие профессии существуют? И чем занимается человек определенной профессии?);

•  осознание того, что интересно ему и что он можешь делать;

•  ориентацию на рынке труда, т.е. в том, какие профессии нужны сегодня региону и стране в целом;

•  ориентацию на рынке образовательных услуг, т.е. то есть, где можно получить интересующую ребенка профессию.

 Отмечается, что значительная часть подростков (возраст 14-16 лет) испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе детям предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И вдруг предлагают определиться в таком важном вопросе.

Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться , а вовсе не определяются вместо него.

Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность . Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно. Важно учитывать степень влияния сверстников на решение сына или дочери и насколько такое влияние оказывается положительным. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.

Сознательный выбор профессии (специальности) основывается на:

•  знаниях о мире профессий;

•  знаниях о выбираемой конкретной профессии;

•  изучении своих интересов;

•  изучении своих способностей;

•  знании своих сильных и слабых качеств;

•  состоянии своего здоровья;

•  учёте материальных условий семьи;

•  учёте ситуации на рынке труда.

Необходимо:

  • Решить какой путь избрать после 9 класса: продолжать общее образование в старшей школе или в профессиональных учреждениях. В этой части выбора больше всего действует фактор «надо». В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:

•  социальный заказ, положение на рынке труда;

•  уровень материального обеспечения семьи;

•  возможности получения помощи в обучении;

•  условия оплаты труда в данной сфере;

•  местная инфраструктура профессионального образования (местная конъюнктура учебных заведений).

  • Выбрать ту профессию и специальность, которую хочет ребенок («Я-хочу»). Следует ознакомиться с выбранной специальностью, изучить требования, которые она предъявляет к человеку.
  • Учесть возможности ребенка («Я-могу»):

•  интересы, склонности;

•  успехи в учёбе и потенциальные способности;

•  свои сильные и слабые стороны;

•  состояние здоровья.

При выборе будущей профессии нужно:

•  Учесть какие профессии и специальности нужны в регионе, где вы живете.

•  Учесть особенности ребенка (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, здоровье, самооценка), помочь избрать наиболее привлекательную и подходящую профессию.

•  Подробно изучить эту профессию, выяснить содержание и условия труда, а также требования профессии к человеку, изучить возможности приобретения профессии и перспективы профессионального роста. Дать возможность практически попробовать ребенку свои силы в этой профессии.

  • Сравнить полученные знания о профессии с профессиональными возможностями ребенка, при необходимости посоветоваться с другими (родителями, учителями, врачами, профконсультантами). При соответствии профессиональных возможностей ребенка требованиям предпочитаемой профессии помочь ребенку в профессиональном самоопределении. При отсутствии такого соответствия изучить запасной профессиональный вариант.

•  Выбрав будущую профессию, одобрять настойчивость в реализации профессионального намерения и овладении профессией в совершенстве.

 

 

 

 

 

Советы по выбору профессии

Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю.

 

Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

 

Памятка выбирающему

 профессию

 

 Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.

 Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов. Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.

 Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!

 Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

 Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.

 Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

 

Ошибки при выборе

профессии

 

 Бытующие мнения о престижности профессии.

 Выбор профессии под влиянием сверстников (за компанию, чтобы не отстать).

 Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию

 Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии

 Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий. 

 Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях).

 Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии

 

Советы родителям: как помочь подростку в выборе профессии

     Что нужно знать при выборе

 учебного заведения?

 

 Каковы предоставляемые формы обучения.

 Платное или бесплатное обучение. Размер оплаты.

 Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования).

 Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим).

 Какова продолжительность обучения.

 Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников.

 Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата.

 Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении.

 

 

Рекомендации родителям:

Каждый сам выбирает свою профессию; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему. Осознайте ценность выбора вашего ребенка (для себя и для общества), помогите ему:

  • Изучить профессию и всё, что с ней связано.

Составьте вместе таблицу профессиональных предпочтений :

- Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа .

- Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.).

- Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными.

- Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус.

- Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание. Разумеется, такой способ не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

  • Сориентироваться в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.). Принцип «Больше информации»: Активно (вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях . В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).
  • Понять, когда ребенок говорит «я хочу быть…», что он может и что надо в данных обстоятельствах. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем, очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист - отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает. можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности
  • Выделить дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнести её с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми).
  • Построить для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
  • Учесть при выборе не только профессию, но и связанный с ней образ жизни и подходящий вид деятельности.

- Принцип « От слов - к делу!» Не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе . Задача в приобретении начального профессионального опыта, в оценке специальности «изнутри».

- Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.

- В институт - на экскурсию . Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».

Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления . Карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку и организаторские способности и т. д..

•  Не бояться поиска, риска, смело исправлять ошибки, возвращаться с неправильно избранного пути и найти в случае необходимости резервный вариант на случай неудачи по основному направлению. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути. Обсуждайте альтернативы! Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».

  • Осознать трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.
  • Наметить (спланировать) пути и средства преодоления трудностей.

 

Таким образом, выбор профессии – это важный шаг в жизни подростка, в то же время сложный, но интересный процесс, включающий в себя разные аспекты, которые необходимо учесть. Необходимо помнить о том, что выбор профессии часто вызывает серьезные сомнения и трудности у подростков, т.к. в 14-16 лет они психологически еще не готовы сделать выбор самостоятельно. Потому нуждаются в помощи взрослых. При этом следует понимать, что если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и воспринимать дальнейшую учебу и освоение профессии он будет как скучную и тягостную обязанность. Поэтому важно: не сняв полностью ответственность за совершаемый выбор с ребенка сделать так, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил.