Азбука профориентации https://drive.google.com/open?id=1Eu5hEiPzxKVpVBxUiE0aLNF-a5SX13yw
Консультация по профориентации «Что учитывать при выборе будущей профессии?»
Профессиональное становление и самоопределение подростка – это процесс многоаспектный. В нем должны соединиться и ужиться три базовых фактора: Я-хочу, Я-могу, Я-надо.
- «Хочу» - это желания, интересы, склонности личности.
- «Могу» - это человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).
- «Надо» - это потребности рынка труда, обязанности человека перед обществом, людьми, семьёй и т. д.
« Я-хочу» должно быть адекватно «Я-могу» и учитывать требования социальной среды «Я-надо».
Профильная и профессиональная ориентация подростка включает в себя:
• ориентацию в мире профессий (какие профессии существуют? И чем занимается человек определенной профессии?);
• осознание того, что интересно ему и что он можешь делать;
• ориентацию на рынке труда, т.е. в том, какие профессии нужны сегодня региону и стране в целом;
• ориентацию на рынке образовательных услуг, т.е. то есть, где можно получить интересующую ребенка профессию.
Отмечается, что значительная часть подростков (возраст 14-16 лет) испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе детям предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И вдруг предлагают определиться в таком важном вопросе.
Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться , а вовсе не определяются вместо него.
Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность . Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно. Важно учитывать степень влияния сверстников на решение сына или дочери и насколько такое влияние оказывается положительным. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
Сознательный выбор профессии (специальности) основывается на:
• знаниях о мире профессий;
• знаниях о выбираемой конкретной профессии;
• изучении своих интересов;
• изучении своих способностей;
• знании своих сильных и слабых качеств;
• состоянии своего здоровья;
• учёте материальных условий семьи;
• учёте ситуации на рынке труда.
Необходимо:
- Решить какой путь избрать после 9 класса: продолжать общее образование в старшей школе или в профессиональных учреждениях. В этой части выбора больше всего действует фактор «надо». В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:
• социальный заказ, положение на рынке труда;
• уровень материального обеспечения семьи;
• возможности получения помощи в обучении;
• условия оплаты труда в данной сфере;
• местная инфраструктура профессионального образования (местная конъюнктура учебных заведений).
- Выбрать ту профессию и специальность, которую хочет ребенок («Я-хочу»). Следует ознакомиться с выбранной специальностью, изучить требования, которые она предъявляет к человеку.
- Учесть возможности ребенка («Я-могу»):
• интересы, склонности;
• успехи в учёбе и потенциальные способности;
• свои сильные и слабые стороны;
• состояние здоровья.
При выборе будущей профессии нужно:
• Учесть какие профессии и специальности нужны в регионе, где вы живете.
• Учесть особенности ребенка (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, здоровье, самооценка), помочь избрать наиболее привлекательную и подходящую профессию.
• Подробно изучить эту профессию, выяснить содержание и условия труда, а также требования профессии к человеку, изучить возможности приобретения профессии и перспективы профессионального роста. Дать возможность практически попробовать ребенку свои силы в этой профессии.
- Сравнить полученные знания о профессии с профессиональными возможностями ребенка, при необходимости посоветоваться с другими (родителями, учителями, врачами, профконсультантами). При соответствии профессиональных возможностей ребенка требованиям предпочитаемой профессии помочь ребенку в профессиональном самоопределении. При отсутствии такого соответствия изучить запасной профессиональный вариант.
• Выбрав будущую профессию, одобрять настойчивость в реализации профессионального намерения и овладении профессией в совершенстве.
Советы по выбору профессии
Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.
Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю.
Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».
Памятка выбирающему
профессию
∙ Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.
∙ Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов. Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.
∙ Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!
∙ Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.
∙ Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.
∙ Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.
Ошибки при выборе
профессии
∙ Бытующие мнения о престижности профессии.
∙ Выбор профессии под влиянием сверстников (за компанию, чтобы не отстать).
∙ Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию
∙ Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии
∙ Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.
∙ Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях).
∙ Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии
Советы родителям: как помочь подростку в выборе профессии
Что нужно знать при выборе
учебного заведения?
∙ Каковы предоставляемые формы обучения.
∙ Платное или бесплатное обучение. Размер оплаты.
∙ Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования).
∙ Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим).
∙ Какова продолжительность обучения.
∙ Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников.
∙ Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата.
∙ Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении.
Рекомендации родителям:
Каждый сам выбирает свою профессию; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему. Осознайте ценность выбора вашего ребенка (для себя и для общества), помогите ему:
- Изучить профессию и всё, что с ней связано.
Составьте вместе таблицу профессиональных предпочтений :
- Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа .
- Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.).
- Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными.
- Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус.
- Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание. Разумеется, такой способ не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.
- Сориентироваться в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.). Принцип «Больше информации»: Активно (вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях . В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).
- Понять, когда ребенок говорит «я хочу быть…», что он может и что надо в данных обстоятельствах. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем, очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист - отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает. можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности
- Выделить дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнести её с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми).
- Построить для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
- Учесть при выборе не только профессию, но и связанный с ней образ жизни и подходящий вид деятельности.
- Принцип « От слов - к делу!» Не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе . Задача в приобретении начального профессионального опыта, в оценке специальности «изнутри».
- Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
- В институт - на экскурсию . Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».
- Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления . Карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку и организаторские способности и т. д..
• Не бояться поиска, риска, смело исправлять ошибки, возвращаться с неправильно избранного пути и найти в случае необходимости резервный вариант на случай неудачи по основному направлению. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути. Обсуждайте альтернативы! Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».
- Осознать трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.
- Наметить (спланировать) пути и средства преодоления трудностей.
Таким образом, выбор профессии – это важный шаг в жизни подростка, в то же время сложный, но интересный процесс, включающий в себя разные аспекты, которые необходимо учесть. Необходимо помнить о том, что выбор профессии часто вызывает серьезные сомнения и трудности у подростков, т.к. в 14-16 лет они психологически еще не готовы сделать выбор самостоятельно. Потому нуждаются в помощи взрослых. При этом следует понимать, что если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и воспринимать дальнейшую учебу и освоение профессии он будет как скучную и тягостную обязанность. Поэтому важно: не сняв полностью ответственность за совершаемый выбор с ребенка сделать так, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил.